Р. Ури Регев, Р. Григорий Котляр, Михаль Села
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В ИЗРАИЛЕ
В 2003 году международное сообщество отметило 55-летие принятия Декларации прав человека. В этом году исполнилось 55 лет и Государству Израиль. В Декларации независимости Израиля, провозглашенной 5 ияра 5708 (14 мая 1948) года, сказано, что Государство Израиль "будет основано на принципах свободы, справедливости и мира - в соответствии с учением еврейских пророков; оно установит полное равенство всех своих граждан без различия расы, религии и пола, гарантирует полную свободу совести, вероисповедания, образования и культуры... и будет верно принципам Устава Организации объединенных наций".
Эта Декларация не является обязывающим законом, и жизненная реальность и политическая система в Государстве Израиль привели к возникновению ряда законов и общественных норм, противоречащих принципам Декларации независимости. Это прежде всего касается свободы вероисповедания и свободы меньшинств в Израиле. Из-за противодействия религиозных партий Кнессет по сей день воздерживается от принятия конституции. Тем не менее в 1992 году Кнессет утвердил основной закон о свободе и достоинстве человека. Закон гласит: "Основные права человека в Израиле основаны на признании ценности человека, святости его жизни и свободы, и они будут соблюдаться в соответствии с духом принципов, провозглашенных Декларацией независимости Государства Израиль".
Контроль за соблюдением прав человека в Израиле в соответствии с принятыми международными нормами сосредотачивался в прошлом в основном на аспектах соблюдения прав меньшинств, прав женщин, свободы слова, свободы передвижения и т.п. Гораздо меньше внимания уделялось вопросу соблюдения свободы совести и вероисповедания. В этой области основное общественное внимание было сосредоточено на борьбе за определение - кого считать евреем.
Усиление власти религиозного истеблишмента в вопросах регламентирования частной жизни граждан и постоянное нарушение принципа свободы совести и вероисповедания в последние годы поставило вопросы религии и политики и отношение между религиозной и светской частями населения в центр общественного диспута в Израиле. По данным опроса, проведенного в августе 1998 года, свыше 80% населения Израиля озабочены растущим конфликтом между религиозными и светскими гражданами ("Маарив", 7.8.98). Данная брошюра представляет собой обзор основных вопросов, в которых Государство Израиль нарушает принятые им на себя международные обязательства по соблюдению прав человека в сфере свободы совести и вероисповедания. К сожалению, нам приходится констатировать, что по сей день Государство Израиль не нашло возможности гарантировать свободу совести и вероисповедания всем своим гражданам.
Декларация прав человека,
принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, гласит: "Каждый
мужчина и женщина, достигшие совершеннолетия, имеют право на заключение брака и
создание семьи без ограничений расы, гражданства или вероисповедания. Они имеют
равные права во всем относительно заключения брака, его продолжения и
расторжения".
Несмотря на то, что Израиль принял на себя обязательство соблюдать свободу
совести и вероисповедания, существующие в стране законы о браке и о разводе
являются прямым нарушением международных принципов и приводят к тому, что
многие граждане Израиля не могут заключить в собственной стране брак со своими
избранниками. Согласно решениям ООН, каждое государство обязано предоставить
своим гражданам свободу выбора между религиозным либо гражданским способом
заключения брака. Израиль не соблюдает данного принципа. Согласно закону в
Израиле существует только религиозный брак. Человек может заключить брак только
в соответствии с законами религиозной общины, к которой он (она) приписан. Судопроизводство
в области личного статуса граждан в Израиле является монополией разного рода
религиозных судов. Института гражданских браков в Израиле не существует.
Из-за запретов, вытекающих из религиозного законодательства, Государство Израиль ограничивает право своих граждан на заключение брака. Более того, значительные группы граждан вообще не имеют возможности заключить брак и создать семью. Ограничения, налагаемые законодательством государства в данной сфере, противоречат свободе вероисповедания. Следующие категории граждан не имеют возможности заключить брак в Израиле:
1. Люди без определенного вероисповедания. По данным Министерства внутренних дел и Главного раввината Израиля свыше 30% процентов репатриантов, прибывших в Израиль из бывшего Советского Союза в период с 1989 года, не являются евреями по критериям ортодоксального иудаизма. Речь идет о людях, проживших десятки лет в атеистическом обществе. Большинство из них сознательно либо бессознательно никогда не считали себя принадлежащими к какой-либо религии в узком смысле слова. Браки между евреями по галахе и неевреями были принятой нормой. Репатриировавшись в Израиль, согласно закону о возвращении, семьи в полном составе получили израильское гражданство.
С учетом продолжающих прибывать репатриантов из стран СНГ, можно утверждать, что до 40-50% из них не являются евреями по галахе. Будучи людьми, связавшими свою судьбу с судьбой еврейского народа, ни один из этих новых граждан Израиля не имеет права заключить брак с евреями в стране, в которой они живут.
2. Люди, чья религиозная
принадлежность подвергается сомнению. Эта группа включает новых репатриантов,
чья принадлежность к еврейству нередко подвергается сомнению в религиозных
судах; караимов - религиозную общину, насчитывающую в Израиле около 20 тысяч
членов; а также людей, прошедших за пределами Израиля неортодоксальный гиюр.
Эти люди признаются евреями во всем мире, а также по закону о возвращении.
Однако Главный раввинат Израиля, обладающий исключительным правом на заключение
браков между евреями, не признает их еврейства.
3. Пары, состоящие из лиц разного вероисповедания. В Израиле также
отсутствует возможность заключения брака между евреем и человеком, не
принадлежащим к какой-либо религии. Часто от одного из будущих супругов требуют
пройти гиюр. Помимо ограничения свободы выбора супруга, данное требование
является нарушением свободы совести и вероисповедания.
4. Люди, не имеющие права на брак согласно религиозным законам. К этой
категории относятся следующие группы еврейского населения страны: (а)
Незаконнорожденные согласно галахе не имеют права сочетаться браком с евреями.
В бывшем министерстве по делам религий существовал "черный список"
незаконнорожденных граждан, которых отказывались расписывать религиозные
институты. Вероятней всего, список находится сейчас в Главном раввинате. (б)
Кохены, люди, являющиеся потомками касты еврейских священников, согласно галахе
не имеют права жениться на разведенной либо принявшей гиюр женщине. (в)
Левиратный брак. По галахе, вдова не имеющая детей, не имеет права выйти замуж
вторично, прежде чем состоится обряд ее отказа от левиратного брака с братом
умершего мужа. Подобный обряд может состояться только в случае, если брат мужа
достиг возраста 13 лет. Таким образом, многие вдовы долгие годы не имеют возможности
выйти замуж вторично.
Все перечисленные запреты, возможно, были уместны в то время, когда они были приняты. Однако сегодня они не соответствуют мировоззрению и образу жизни большинства граждан Израиля.
Отсутствие свободы выбора церемонии
бракосочетания
Поскольку в Израиле не существует института гражданских браков, все
граждане страны подчинены галахе и ортодоксальным законам и установкам,
диктующим форму и структуру церемонии бракосочетания. Браки, заключаемые
раввинами реформистского и консервативного направлений в иудаизме, не
признаются Министерством внутренних дел Израиля. Закон о юрисдикции
раввинатских судов (в сфере браков и разводов), принятый в 1953 году, утверждает,
что браки в Израиле будут заключаться только согласно галахе. Таким образом,
брак, заключенный раввином, не соблюдающим галаху в ее ортодоксальном
понимании, не признается действительным.
5. Люди, желающие заключить гражданский брак. Статистические данные
указывают на то, что все большее число израильтян, не удовлетворенных
существующей ситуацией, предпочитают сочетаться гражданским браком либо
религиозным браком у неортодоксальных раввинов. По данным Центрального
статистического управления Израиля, в период с 1975 по 1996 год еврейское
население Израиля выросло на 57%, в то время как число пар, расписавшихся в
раввинате, снизилось на 2%. Ежегодно сотни израильских пар заключают брак у
раввинов реформистского и консервативного направлений и параллельно заключают
гражданский брак за границей. Многие пары ведут совместную жизнь, не заключая
брака официально.
Трудно определить, какое количество пар избрало бы альтернативный путь
заключения брака, если бы такой путь был гарантирован израильским
законодательством.
Несмотря на то, что альтернативные способы заключения брака позволяют избежать ограничений, налагаемых религиозным законодательством, грубое нарушение основного права человека заключить брак по закону и в собственной стране остается в силе.
1.Брак за границей. Брак, заключенный за границей, признается Министерством внутренних дел Израиля при условии, что были соблюдены законы страны, в которой заключался брак. Начиная с 1997 года Министерство внутренних дел (находящееся практически все время с момента основания государства под контролем религиозных партий) ведет более строгую политику в вопросах браков евреев и неевреев. Согласно новой политике министерство признает браки новых репатриантов, однако препятствует признанию браков, заключенных за границей между гражданами Израиля и иностранцами. Утверждается, что новая политика продиктована стремлением министра внутренних дел и его подчиненных сократить число браков между евреями и неевреями из опасений, что последние используют браки такого рода для незаконного получения израильского гражданства.
2. Брак при помощи доверенного лица. На протяжении долгих лет многие израильтяне использовали возможность заключения брака посредством выдачи доверенности адвокату, заключавшему брак за границей, прежде всего в Парагвае. Так поступали в первую очередь те пары, которые по экономическим либо по каким-либо иным причинам не могли выехать из страны. В 1998 году Министерство внутренних дел объявило, что оно больше не признает браки такого рода действительными.
3. Консульские браки.
Согласно установкам британского мандатного законодательства, консулы зарубежных
стран, имеющих представительство в Израиле, имеют право выполнять действия,
касающиеся личного статуса лиц, являющихся гражданами их стран. В том числе
иностранные консулы имеют право заключать браки в случае, когда хотя бы один из
супругов является иностранным гражданином. Чтобы предотвратить браки подобного
рода, Министерство иностранных дел обратилось в 1995 году к иностранным
консулам в Израиле с настоятельной просьбой воздержаться от заключения браков.
Более всего пострадали от этого репатрианты из стран СНГ, не имеющие
возможности заключить брак в Израиле и сохранившие за собой прежнее
гражданство. По просьбе Министерства иностранных дел Российское консульство в
Израиле прекратило заключать браки российских граждан, несмотря на то, что
такие браки признаются российским законодательством.
4. Совместная жизнь без официального заключения брака. Ограничения,
налагаемые религиозным законодательством, привели к распространению в Израиле
ситуации, когда супруги ведут совместную жизнь без официального заключения
брака. Некоторые пары подписывают договор у адвоката. Согласно израильским законам,
такого рода пары обладают общественными и экономическими правами, как-то: право
на наследство, пенсию, социальное страхование и т.п. Тем не менее такой статус
не дает всех прав, которыми обладают женатые пары. Так, например, он не
гарантирует выплату алиментов в случае развода.
Израильское законодательство по вопросам развода идентично законодательству по вопросам брака: гражданского развода не существует. Даже пары, сочетавшиеся браком за границей, будут вынуждены разводиться в раввинатском суде.
Навязывание религиозного развода при отсутствии гражданской альтернативы является нарушением свободы мысли, совести и вероисповедания. Более того, в определенных случаях религиозные законы вообще запрещают развод. Принятый в 1951 году закон о равенстве прав женщин не разрешил проблемы дискриминации женщин в религиозном праве. Хуже того, в самом законе ясно говорится о том, что равенство женщин не касается вопросов брака и развода.
Полномочия по утверждению гета (разводного письма) являются исключительной прерогативой раввинатского суда. Другими вопросами, связанными с разводом, как-то: выплата алиментов, раздел имущества и т.п. занимаются также гражданские суды по семейным вопросам, созданные в 1995 году.
По законам иудаизма развод возможен лишь при согласии обеих сторон: мужчины, дающего гет, и женщины, принимающей гет. Таким образом, несогласие одной из сторон, часто продиктованное желанием добиться каких-либо материальных выгод или личной местью, может на долгие годы лишить второго супруга права на повторный брак. В таких случаях женщина страдает больше, чем мужчина, так как раввинатский суд имеет право в исключительных случаях позволить фактически продолжающему состоять в браке мужчине жениться вторично. В то же время женщина, чей муж отказывается дать ей гет, никогда не сможет выйти замуж вторично, а если у нее будут дети от другого мужчины, то они согласно религиозному закону будут считаться незаконнорожденными. В еще худшем положении находятся агунот - женщины, чьи мужья пропали без вести. По галахе им может быть навсегда запрещено выходить замуж вторично.
Гражданский развод. В Израиле не существует института гражданского развода. Исключение составляют браки между представителями разных религий. Такие пары имеют право обратиться к главе Верховного суда Израиля с просьбой установить в какой судебной инстанции будет слушаться их дело. Проблема заключается в том, что многим не известно о существовании этого закона. В последние годы смешанные пары из числа новых репатриантов, желавшие развестись, обращались по незнанию в раввинатские суды. И те вместо того, чтобы направлять обратившихся в Верховный суд, слушали их дела.
Требования ввести в Израиле институт гражданских браков выдвигаются с определенной периодичностью с момента создания государства и всегда пробуждают широкие дискуссии. Противники утверждают, что это приведет к расколу еврейского народа на отдельные группы. Сторонники считают, что мировоззрение и образ жизни большинства граждан Израиля обязывают государство создать альтернативу религиозному браку. Они также утверждают, что необходимо привести закон в соответствие с реальностью и нуждами общества. С момента создания государства в Кнессете было подано 12 законопроектов о введении в Израиле гражданских браков. Часть из них была отвергнута, иные вовсе не обсуждались.
С прибытием в Израиль репатриантов из стран СНГ, многие из которых не имеют законной возможности вступить в брак в Израиле, общественное давление с требованием ввести в стране институт гражданских браков значительно выросло. Даже ортодоксальные круги начали признавать, что в отношении части населения страны совершается несправедливость. Вместе с тем, они были согласны на введение альтернативных браков только для тех, кто не может заключить брак в существующих религиозных рамках. Так, в свое время Кнессетом был принят в предварительном чтении законопроект депутата Бронфмана, предусматривающий возможность заключения браков в гражданских судах по семейным вопросам, но лишь для тех пар, которые не имеют возможности заключить брак в рамках существующего на сей день законодательства. Однако, в дальнейшем и этот, и все последовавшие за ним аналогичные законопроекты были провалены под давлением религиозных ортодоксов.
В отличие от большинства демократических стран мира, где вероисповедание граждан не является заботой государства, в Израиле национальность и вероисповедание граждан регистрируются в особом реестре Министерства внутренних дел, а до недавнего времени также указывались и в удостоверении личности. В 1970 году были внесены изменения в Закон о возвращении. Новая формулировка закона гласит, что евреем признается человек, рожденный от матери-еврейки либо прошедший гиюр. Поскольку в законе не идет речи о каком-либо определенном роде гиюра, можно прийти к выводу, что любой гиюр, в том числе реформистский или консервативный, является действительным. Тем не менее Министерство внутренних дел, в котором продолжают работать чиновники, назначенные на свои должности в период ШАС-контроля, отказывается вопреки закону признавать людей, принявших неортодоксальный гиюр, евреями.
После решения Верховного суда, подтвердившего, что не существует никаких оснований для отказа в признании реформистских геров евреями, религиозные партии выступили с законопроектом, согласно которому в Израиле будет официально признаваться только ортодоксальный гиюр. 1 апреля 1997 года этот закон был принят в первом чтении. Однако под давлением еврейства США, принадлежащего большей частью к неортодоксальным направлениям в иудаизме, законодательный процесс был временно приостановлен. В июне 1997 года была создана комиссия Неэмана для поисков компромисса. Среди рекомендаций комиссии, принятых в январе 1998 года, - создание институтов для подготовки к прохождению гиюра, совместных для представителей трех течений. Однако главный раввинат отказался принимать рекомендации комиссии и сотрудничать с представителями реформистского и консервативного направлений. Попытка правительства под давлением религиозных партий законодательно разрешить только ортодоксальный гиюр является прямым нарушением принципов свободы совести и вероисповедания, на которых основано Государство Израиль. Тысячи семей в Израиле страдают от ситуации, при которой существует ортодоксальная монополия на право признавать того или иного человека евреем. Вот основные группы пострадавших:
1.Дети из других стран, усыновленные израильскими семьями. Во время прохождения детьми гиюра у ортодоксального раввина от светских родителей требуется полное соблюдение религиозного образа жизни. Они также обязуются по достижении детьми соответствующего возраста записать их в религиозную школу. Подобные требования являются прямым нарушением свободы совести и вероисповедания. Гиюр детей, проведенный реформистским либо консервативным раввином, не признается Министерством внутренних дел Израиля.
2. Новые репатрианты, не являющиеся евреями по галахе. Согласно данным, опубликованным в израильской прессе, свыше двухсот репатриантов, завершивших учебу в ульпанах по подготовке к гиюру, ожидают длительное время получения соответствующих удостоверений. Главный раввинат не объясняет причин задержки. Более того, в ряде случаев раввинат предъявляет к кандидатам необоснованные требования. Так, например, у репатриантов, проживающих в киббуцах и мошавах, требуют сменить место проживания с тем, чтобы жить в религиозной общине. В других случаях религиозные суды задним числом отменяли действительность гиюра после того, как выяснялось, что после получения удостоверения обращенные евреи не соблюдали ортодоксального образа жизни.
3. Граждане Израиля, прошедшие реформистский или консервативный гиюр. Министерство внутренних дел отказывается записать этих граждан евреями, несмотря на решение Верховного суда справедливости. Только на рассмотрении Иерусалимского окружного суда находятся в данный момент 25 таких дел.
4. Прошедшие гиюр за границей. Вопреки решению Верховного суда министерство внутренних дел отказывается считать прошедших гиюр за границей евреями. Речь идет не только о людях, прошедших реформистский или консервативный гиюр, но даже в ряде случаев о людях, прошедших гиюр ортодоксальный. В отчете, поданном в 1998 году комиссии ООН по правам человека, признает правительство Израиля, что подобное отношение к герам продиктовано не подозрениями в фиктивности пройденного гиюра, а политическим давлением со стороны религиозных партий и ортодоксального истеблишмента.
Помимо многочисленных преград, воздвигаемых религиозными судами на пути желающих пройти гиюр, после окончания процесса гиюра продолжается слежка за новообращенными. Известен ряд случаев, когда раввины отменяли задним числом гиюр после того, как выяснялось, что обращенные не вели ортодоксальный образ жизни. В одном случае было отменено признание гиюра гражданки, пожелавшей развестись со своим мужем. В другом случае был аннулирован гиюр людей, переехавших из религиозного киббуца в светский. Газета "Ми-йом ле-йом" (13.8.98) сообщила, что был отменен гиюр двух человек после того, как выяснилось, что "они не соблюдают Тору и заповеди и оскверняют субботу".
Усыновление является глубокой внутренней потребностью семей, которые по каким-либо причинам не могут иметь собственных детей. В Израиле усыновление детей происходит при вмешательстве религиозного истеблишмента, без учета потребностей семьи, блага ребенка, общественных норм и обязанности государства обеспечить всем гражданам свободу совести и вероисповедания. По израильским законам родители обязаны исповедовать ту же религию, что и усыновляемые ими дети. Таким образом, возможности для усыновления детей в Израиле весьма ограничены. Поэтому многие семьи усыновляют детей за границей. При этом они естественным образом стремятся провести гиюр детей и записать их евреями, чтобы затем они смогли полностью влиться в израильское общество. Когда речь идет о светских семьях, раввинат выдвигает непосильные для них требования, как-то: полное соблюдение религиозного образа жизни и запись детей в религиозные школы. В противном случае раввины отказываются записать детей евреями.
В результате подобной политики ортодоксального раввината многие израильские семьи обратились за помощью к реформистским и консервативным раввинам. Однако ортодоксальный истеблишмент и Министерство внутренних дел отказываются признавать подобный гиюр.
По сложившейся традиции,
захоронение в Израиле осуществляется совместными усилиями похоронных обществ и
органов местной власти. Услуги предоставляются государством и оплачиваются из
бюджета национального страхования и местных советов. Вместе с тем, еврейские
похоронные общества "Хевра кадиша" осуществляют исключительно религиозный
обряд захоронения. В киббуцах и мошавах обряд захоронения является более
свободным, а в некоторых из них практикуется гражданский обряд похорон. Места
для гражданского захоронения продаются всем желающим.
Необходимость в гражданском захоронении существовала всегда. Однако в
последние годы, с прибытием волны репатриантов из стран СНГ, многие из которых
не являются евреями по галахе, число граждан страны, которых невозможно
похоронить на еврейском ортодоксальном кладбище, значительно возросло. В
Израиле возникло общество "Мнуха нхона", чьей целью является создание
в стране альтернативных кладбищ.
В результате
общественного давления и при посредничестве партии "Исраэль ба-алия"
на нескольких кладбищах страны были выделены участки для захоронения так
называемых "сомнительных евреев", чье еврейство не доказано, а также
для захоронения граждан, не являющихся евреями по галахе, которых невозможно
похоронить на ортодоксальном еврейском кладбище. Захоронение на данных участках
совершается исключительно местной "Хевра кадиша", однако без всякого
обряда. При этом число участков и их месторасположение не отвечают потребностям
граждан. Семья из Ришон-ле-Циона, потерявшая при пожаре двух детей, не
являвшихся евреями по галахе, была вынуждена похоронить их в Ашкелоне, так как
в их городе не было выделено соответствующего участка. Широко известна история
с мальчиком по фамилии Песахович, погибшим при взрыве на рынке Махане Йегуда в
Иерусалиме в 1997 году. В течение двух дней тело погибшего перевозили с места
на место, пока его не похоронили на бахайском кладбище.
В 1996 году был принят закон об альтернативном гражданском захоронении.
Согласно закону, каждый человек имеет право быть похороненным в соответствии с
его пожеланием на альтернативном гражданском кладбище. Однако Министерство по
делам религий не предпринимает достаточных мер для реализации и осуществления
закона. Открытие первого альтернативного гражданского кладбища в Беэр-Шеве,
намеченное на октябрь 1998 года, задерживается по неизвестным причинам. В
районе Хайфы выделение участков земли откладывается по административным
причинам. В центре страны было решено выделить участки в районе Кфар-Сабы и
Нетании. При этом ущемляются права людей, проживающих в других районах центра
страны. В районе Иерусалима участки для альтернативного захоронения не выделены
вообще. В духе принципов свободы совести и вероисповедания необходимо было бы
выделить альтернативные участки в каждом населенном пункте, на территории
каждого местного совета. Очевидно, политические интересы религиозных партий
препятствуют полной реализации принятого закона.
В нескольких населенных пунктах Израиля, как-то: Ришон ле-Цион, Герцлия и др., местные раввины запрещают гражданам отмечать на надгробных плитах их близких даты рождения и смерти по гражданскому календарю, а также делать надписи на других языках, кроме иврита, в частности по-русски. Подобные поступки противоречат принципам свободы чести, совести и достоинства человека.
Поскольку в Израиле не существует отделения религии от государства, религиозные институты являются также государственными институтами. В создавшейся ситуации ортодоксальный истеблишмент обладает полной монополией на распределение государственных средств, выделяемых на предоставление гражданам ритуальных услуг, на религиозные учреждения, образование и культуру.
Религиозные советы, существующие при местных органах управления, занимаются контролем за соблюдением кашрута, предоставлением гражданам ритуальных услуг, в том числе заключением браков, созданием микв и поддержкой религиозных институтов.
До 1987 года в религиозных советах состояли только мужчины. В результате иска, поданного Леей Шакдиэль из Йерухама, Верховный суд Израиля постановил, что отклонение кандидатуры женщины только потому, что она женщина, противоречит принципу равенства полов и является дискриминацией. С тех пор нескольким женщинам удалось стать членами религиозных советов, однако ортодоксальный истеблишмент продолжает препятствовать вхождению женщин в религиозные советы.
Принцип равенства не соблюдается и в отношении представителей неортодоксальных течений в иудаизме. Верховный суд Израиля постановил, что религиозное мировоззрение человека не является основанием для отклонения его кандидатуры в религиозный совет. Тем не менее, министерство по делам религий и местные советы Иерусалима, Тель-Авива, Хайфы и ряда других городов отказываются ввести в состав религиозных советов представителей неортодоксальных течений. Подобные действия являются нарушением принципа равенства, а также отказом исполнять решения высшей судебной инстанции страны.
Ортодоксальные йешивы получают средства из государственного бюджета в соответствии с числом учащихся. По данным отчета государственного контролера в предоставленных государству отчетах ряд йешив преднамеренно завысил численность учеников с целью получения дополнительных средств из государственной казны. Учащиеся йешив не платят за обучение, при этом число лет обучения не ограничено. Большинство учащихся освобождено от службы в армии, при условии, что они не работают, а все время посвящают изучению Торы. Таким образом, поскольку главы семейств не работают, тысячи ультраортодоксальных семей живут на пособия от национального страхования и освобождаются от всех видов налогов.
В отличие от учащихся йешив, студенты университетов платят за обучение (около 10 тысяч шекелей в год), зарабатывают себе на жизнь и служат в армии. Срок обучения в университете ограничен, и каждый студент обязан соответствовать определенным академическим требованиям.
За последние годы число учащихся йешив, получающих поддержку министерства по делам религий, выросло с 50 тысяч в 1980 году до 180 тысяч в 1997 году. При наблюдающейся тенденции роста не исключено, что в 2005 году число учащихся йешив превысит число студентов университетов в 2,4 раза. При этом университеты находятся под контролем совета по высшему образованию, в то время как йешивы практически свободны от общественного контроля.
Дискриминации подвергаются также учебные заведения реформистского и консервативного иудаизма. В течение многих лет министерство по делам религий отказывало им в финансовой поддержке по той причине, что в этих учебных заведениях женщины и мужчины обучаются совместно.
В Декларации независимости Государство Израиль признало право представителей всех религий на свободное отправление своих религиозных культов. В то же время этот важнейший принцип не соблюдается именно в отношении евреев. У центральной святыни еврейского народа - Стены плача - существует разделение на мужскую и женскую половины. Представители реформистского и консервативного движений, желающие провести молитву у Стены плача (мужчины и женщины молятся вместе), вынуждены просить у полиции разрешения на проведение демонстрации. Считанные молитвы представителей неортодоксальных течений иудаизма у Стены плача проводились под охраной полиции и сопровождались проявлениями насилия со стороны религиозных ортодоксов. Правительство отклонило компромиссное предложение о выделении постоянно определенного времени для неортодоксальной молитвы. Была создана правительственная комиссия под руководством министра финансов Неэмана для поисков компромиссного решения, однако Главный раввинат и министерство по делам религий отказываются сотрудничать с комиссией.
Согласно закону Главный
раввинат обладает монополией на выдачу удостоверений о кашерности кафе,
буфетам, ресторанам и банкетным залам. Раввинат пользуется предоставленным ему
исключительным правом с целью навязывания религиозного образа жизни. Так
например, раввинат отказывается выдавать удостоверения о кашерности ресторанам,
работающим в субботу, даже если на их кухне соблюдаются все законы кашрута.
Выращивание и производство свинины. Израильский закон запрещает
выращивание свиней. Особые разрешения в порядке исключения были выданы
считанным киббуцам, научно-исследовательским институтам и зоопаркам. Местные советы
также имеют право запретить или ограничить в пределах своей юрисдикции продажу
продуктов питания из свинины. Принятый в 1994 году закон о мясе и мясопродуктах
запрещает ввоз в Израиль мяса, не имеющего удостоверения о кашерности,
выданного Главным раввинатом Израиля. Подобного рода запреты противоречат
основному израильскому закону о свободе предпринимательства и фактически
отменяют его. Продажа свинины никоим образом не может нарушить прав религиозной
части населения Израиля.
Выходными днями в Израиле
считаются субботы и еврейские праздники. Городские советы имеют право запретить
в пределах своей юрисдикции открытие магазинов и мест развлечений по субботам.
Вместе с тем, во многих городах Израиля по субботам открыты рестораны, кинотеатры
и торговые центры. В нынешнем правительстве министерство труда находится под
контролем ортодоксальной партии ШАС. Министерство использовало свои полномочия
в целях распространения религиозного образа жизни. Оно направило
инспекторов-неевреев на торговые предприятия, работающие по субботам и наложило
штраф на хозяев предприятий за то, что те якобы заставляют работать евреев в
положенные им по закону выходные дни.
Общественный транспорт не работает по субботам. И это несмотря на то, что
большая часть населения страны ездит в эти дни. В результате нарушаются права
тех граждан, которые по экономическим либо по иным причинам не имеют личного
транспорта. Слабые слои населения страны, в том числе многие новые репатрианты
лишены возможности провести выходные дни так, как они желают. Такси стоит
дорого и не каждый человек может позволить себе его оплатить.
Израильский статус кво, по определению судьи Верховного суда Израиля Хешина, является "смутным, туманным и гибким понятием", и каждая часть общества пытается склонить его на свою сторону. В последние годы мы являемся свидетелями того, как государство и правительство во многих сферах деятельности отдают предпочтение религиозным ценностям и религиозному образу жизни в ущерб ценностям и образу жизни светского населения. При этом допускаются дискриминация части общества и нарушение основных прав человека - свободы совести и вероисповедания, что противоречит главным принципам, на которых основано демократическое израильское общество.